Theatre Blog
<назад
22-04-2013

Огонь воплощал у всех народов и во все времена, с одной стороны, образ солнца, несущего жизнь, и с другой — образ очищения от всего отжившего, уходящего, дурного. Какие же существуют виды огня и как они используются в обрядах и празднествах?

 

Прежде всего это костры, разжигавшиеся на три самых главных календарных праздника, которыми отмечались решающие переходные моменты жизни природы и человека: огни зимнего солнцестояния (Рождество, Новый год, святки), весенние огни и огни летнего солнцестояния. Костры стремились устраивать чаще всего на возвышенных местах: на холмах, горах, высоких берегах реки, как бы приближая тем самым огонь земной к огню небесному — солнцу. Ту же цель преследовали, когда старались добиться большей высоты самого огня. Складывались костры самыми разными, но имевшими ритуальное значение способами: из хвороста, дров, веток, старых вещей и предметов, украшенных цветными: лентами, венками, цветами; в виде различных сооружений — «хижины», «замка», или, например, деревянного свода (с проходами слева и справа), который выстраивался древними майя во дворе и зажигался в финале обрядового танца огненного очищения.

(Burning man)

 

Иначе говоря, и то, что сжигалось, было не просто топливом, а заключало в себе тот или иной образный (тоже — персонажный) смысл. Да и сам огонь, которым зажигался костер, добывался ритуально: высеканием, или, например, трением двух кусков дерева (верхний — мужское начало, нижний — женское), или посредством специального действа — коллективного вращения нанизанного на вбитый в землю дубовый кол колеса до тех пор, пока оно не загорелось. Действо зажигания костра могло носить и характер своего рода пиротехнического представления, как в пасхальном флорентийском обряде «взрыв повозки». На площадь торже-ственно доставляли высокую повозку, украшенную и начиненную фейерверком. В кульминационный момент к повозке подлетал искусственный голубь, все сооружение возгоралось множеством огней и вспыхивало огромным костром. Наряду с общественными были костры домашние, индивидуальные. Так, японцы разводили костер перед входом в дом в первый день поминовения, чтобы привлечь души умерших, а на третий день — чтобы осветить им обратный путь. А финны в Новый год разводили огонь в смоляной бочке, которую везли вокруг дома на санях, сжигая старые вещи, ритуально воплощавшие уходящий год. Наиболее характерный образ индивидуального домашнего огня связан с обрядом рождественского полена В ритуал входил целый ряд действий: поход в лес, выбор дерева, поклоны ему, обсыпание его зерном, смазывание места порубки медом, украшение срубленного дерева, торжественное внесение полена в дом, поливание вином, маслом или святой водой. После этого полено сжигали в очаге, ударяя по нему щипцами, чтобы сильнее летели искры. Затем обгорелые остатки и угли закапывали в землю, чтобы обеспечить хороший урожай.

Вокруг общественных костров на холмах, горах, на высоком берегу реки устраивались обрядовые танцы, песни, хороводы. Юноши и девушки прыгали через пламя. Самый высокий прыжок сулил удачу в семейной жизни, в урожае и т.д. В огне костров сжигался вещественный персонаж, играющий в соответствующих вариантах первого сюжета роль старого года, уходящей зимы, нечистой силы и т. д.

Костры могли не только гореть на месте, но и передвигаться. Во французском новогоднем празднике Чудесной звезды костер зажигался на повозке, которую несколько пар мулов везли по улицам в сопровождении факельного шествия. Да и сами факелы, шествия с которыми входили в состав обрядовых действ многих народов, являлись одной из модификаций костра как образа солнечного огня и огня очищения. А огненные круги, которые участники обряда выводили на небе факелами или горящими на шестах или метлах пучками соломы, обозначали также символическое «солнце». Люди обегали поля, раскидывая по сторонам факелы, чтобы лучше был урожай.
Последняя модификация образа солнечного огня — свечи. Их зажигали на Рождество в доме, на елке или других деревьях, в ритуальных светильниках или в коронах обрядовых королей; ими украшали повозки, проезжающие по улицам селения; их устанавливали в центре магического круга, образованного участниками праздничного действа. Наконец, в дни поминовения умерших зажженные свечи или фонарики отправляли на специальных дощечках плыть по течению реки — еще один вариант образа движущегося огня, на сей раз связанньгй с древним культом предков.
Образ солнца в предсценографии ритуально-обрядового первого сюжета создавался с помощью «солнечных колец»,поднятых на шестах или скатываемых с холмов. Кольцо, круг — древнейший астральный знак солнца и соответственно метафорический персонаж целого ряда мифов, — в обрядовом действе его роль играет чаще всего самое обыкновенное тележное колесо, обмотанное соломой, обруч, сплетенный из старых метел, смоляная бочка и т.д. Движение горящего огненного круга, катящегося с холма или горы вниз, на поля, изображало в этом эпизоде первого сюжета как бы путь солнца, возвращающего после зимы тепло природе, земле, людям. Другим аналогичным огненным персонажем ритуально-обрядового действа были горящие деревянные диски, колесики, шайбы, которые бросали в небо. Иногда они даже вырезались в форме солнца — с зазубренными краями в виде расходящихся лучей. Бросали их с помощью палки, вставленной в отверстие посередине. Нанизанные на бичеву, они образовывали целое «солнечное ожерелье».

Поделиться в социальных сетях